«Электротеатр Станиславский» представит версию чеховской «Скучной истории»

© . Михаил ФилимоновПисатель Антон Павлович Чехов. Архивное фото

МОСКВА, 11 мая . Самый экспериментальный театр Москвы «Электротеатр Станиславский» представит оригинальную версию «Скучной истории» Чехова; автор постановки Василий Скворцов, выпускник Мастерской Индивидуальной режиссуры (МИР-4) худрука Электротеатра Бориса Юхананова. Премьерные показы пройдут 11, 12 и 13 мая, сообщили в пресс-службе театра.

Главный герой чеховской повести «Скучная история» — известнейший профессор и блестящий ученый Николай Степанович — верит в науку, как в самое высокое для человека занятие, но переживает тяжкие дни сомнений и в науке, и в людях и в самом себе. Ему 62 года, у него семья, студенты, коллеги, приемная дочь и добрый близкий ему человек Катя. Но удовольствия от жизни нет. Понимая, что жить ему осталось немного, чеховский герой перебирает бессонными ночами перипетии прошлого и настоящего. И не находит смысла ни в чем.

«Выбирая литературный материал, я наткнулся на «Скучную историю», в которой меня заинтересовал ряд диалогов, фрагментов текста, которые показались мне очень современными и с большой силой отозвались во мне», — рассказал Скворцов.

По словам режиссера, репетиции спектакля строились как своеобразный театральный сериал — сначала работа над фрагментами, а затем выстраивание их в определенной порядке. «Я использую кинематографический метод работы — делаю 15 разных дублей (этюдов), а потом произвожу сложный монтаж. В итоге спектакль состоит из 17 картин — 14 в первом акте, и три — в финале», — отметил Скворцов.

Спектакль, как рассказал режиссер, поделен на две части — если первое действие разворачивается в анатомическом театре, а затем происходит трансформация и пространство становится комнатой Кати, то во втором акте на сцене лишь кресло и актер.

Рассказ о своей жизни герой «Скучной истории» ведет от первого лица, но как бы отстраняясь от себя. Неслучайно повесть, написанная Чеховым в 1889 году, называлась «Мое имя и я». «По сути, композиция спектакля — это житие святого, есть лик и есть картины его жизни, — сказал Скворцов. — В письмах Чехова есть косвенные подтверждения этому образу. Наш герой — бывший семинарист, ушедший в науку и ставший атеистом. Достигнув максимума в научной карьере, став профессором и тайным советником — он возвращается к богу».

В главной роли выступил актер Леонид Зверинцев — один из лучших российских чтецов, имеющий огромный опыт работы с литературным текстом. И, по мнению режиссера, это имело огромное значение в создании этого спектакля. Вместе с режиссером над постановкой работали: сценографы — Евгений Терехов и Анна Маримонт, художник по костюмам — Анастасия Михненкова, музыкальный руководитель — Федор Сафронов, хореограф — Канако Судзуки. В спектакле использована музыка Чайковского в обработке Сафронова.

источник ria.ru