МХТ Чехова отмечает 25-летие спектакля «Семь жизней Немировича-Данченко»

© / Борис ПриходькоЗдание Московского Художественного академического театра имени А.П. Чехова. Архивное фото

МОСКВА, 28 мая . МХТ имени Чехова отмечает юбилей спектакля «Семь жизней Вл. И. Немировича-Данченко», который идет с успехом вот уже четверть века. Его задумали, поставили и исполняют внук одного из создателей Художественного общедоступного театра Василий Немирович-Данченко и его жена, которая выступила автором пьесы.

Рассказать, как все было

«Идея создания такого спектакля пришла моей жене, и тогда мы начали собирать материл — письма Владимира Ивановича, Станиславского, Горького. Вот эти письма и воспоминания близких Немировичу-Данченко людей легли в основу пьесы, по которой и был поставлен спектакль», — рассказал Василий Немирович-Данченко.

По его словам, это было 25 лет назад, когда Немирович-Данченко оказался в тени, как бы вторым после Станиславского.

«А ведь именно Владимир Иванович пригласил Станиславского в ресторан «Славянский базар» на ту самую знаменательную встречу 22 июня 1897 года, и именно он предложил создать новый театр и дал ему имя — художественный общедоступный. Через год в театре была поставлена «Чайка». И после успешной премьеры Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с надписью: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» С этого дня чайка становится эмблемой Художественного. И вот мы решили в своем спектакле восстановить истину и рассказать, как все было на самом деле», — сказал внук.

Немирович-Данченко

Владимир Иванович был не только великим директором, которого называли «мозгом» Художественного театра, он был популярным прозаиком, драматургом, прекрасным педагогом, выдающимся режиссером, поставившим более 50 пьес на сцене МХАТ. Вершиной его творчества, его «лебединой песней» стала знаменитая постановка «Трех сестер» Чехова в 1940 году.

Немирович-Данченко был реформатором не только драматического театра, но и оперы, создателем музыкального театра, на сцене которого ставил оперы Рахманинова, Верди, Шостаковича.

Великие основатели Станиславский и Немирович-Данченко часто спорили, но это были творческие споры. И все конфликты отходили на второй план ради общего дела — Художественного театра. Сам Владимир Иванович писал: «Мы можем стать во враждебные отношения друг к другу, но все же ту связь, которая между нами, может разорвать только Бог».

Музыка как продолжение мысли

В спектакле много музыки, которая, по словам Василия Михайловича, служит продолжением мысли, текста, она связана с действием спектакля. В спектакле «Семь жизней» звучит музыка Рахманинова. Василий Михайлович и его жена Анжелика исполняют прелюдию до минор и шесть пьес для фортепиано в четыре руки, а также этюд-картину соль минор.

Сам Василий Немирович-Данченко, выпускник консерватории, начинал как концертирующий пианист. Но тогда еще были живы «старики» Художественного, и они говорили, что он должен работать во МХАТ — там его родной дом.

«Вначале, когда пришел в театр, думал, что ненадолго, а оказалось, что задержался на полвека. Работал концертмейстером, писал музыку, был дирижером — тогда в театре был свой оркестр, осуществил музыкальное оформление более 60 спектаклей», — сказал Василий Михайлович.

Он отметил, что все 25 лет на спектакле «Семь жизней Вл.И. Немировича-Данченко» аншлаг. «Приходят ученые мужи, театральные люди и очень много молодежи, что особенно радует», — сказал Немирович-Данченко.

источник ria.ru