Расизм, сексизм, эйджизм: 90 лет Киноакадемии США в скандалах

© AP PhotoАктриса Хэтти Макдениэл (слева) получила Оскар за Лучшую женскую роль второго плана. 29 февраля 1940 года

МОСКВА, 11 мая , Павел Гайков. Американская академия кинематографических искусств и наук 11 мая отмечает свое 90-летие — и встречает его на волне перемен. Радикальный курс на расовое и гендерное разнообразие и омоложение американские журналисты называют «третьей чисткой» в рядах академии и сравнивают его со «звуковой» революцией 20-х и триумфом Нового Голливуда в 60-е. Хотя, в принципе, вся история киноакадемии — это история борьбы: черных против белых, женщин против мужчин, заслуженных против начинающих. 

История академии начиналась с драматичных попыток разобраться, кому есть место в индустрии, а кому — нет. В 1927 году ее основал продюсер Луис Майер из знаменитой троицы «отцов» студии Metro-Goldwyn-Mayer. Голливуд, каким мы его знаем — конгломератом нескольких гигантских и очень влиятельных студий, — стал таким именно во времена Майера и во многом благодаря ему. Он понимал, что если студии не объединят набирающую рост киноиндустрию, то кинематографисты объединятся сами — в том числе через профсоюзные гильдии.

Через два года академия начала вручать свои награды. В свой первый год «Оскар» отметил в отдельной «революционной» номинации звуковую картину «Певец из джаза», успех которой похоронил индустрию немого кино — оно было представлено на «Оскаре» в первый и последний раз. 

Хэтти МакДэниел в фильме «Унесенные ветром»(1939 год)Первые «оскаровские» церемонии проходили в ресторанах фешенебельных голливудских отелей, таких как «Рузвельт» и «Амбассадор», и черным вход на них был заказан по определению — если только они не были обслугой. Первым чернокожим номинантом и первым же победителем в 1940 году стала Хэтти МакДэниел, сыгравшая в «Унесенных ветром» добрую верную служанку Мамушку. В качестве исключения ей разрешили сидеть в общем зале — за отдельным столом в дальнем углу, где компанию ей составил только ее белый агент. После объявления ее имени со сцены Хэтти дольше всех в истории премии шла за своим «Оскаром» — ей пришлось обойти весь зал. 

Всю свою жизнь МакДэниел отбивалась от обвинений со стороны афроамериканцев в том, что она своими ролями и образом покорной недалекой служанки дискредитирует черную расу. При этом в годы войны она часто выступала на военных базах и в госпиталях перед чернокожими американскими солдатами (которые и на войне развлекались отдельно от белых). МакДэниел старалась не касаться «политики» и десять лет не вступала в Гильдию чернокожих актеров Америки. Она действительно соответствовала своему экранному образу — таких «тихонь» в истории киноакадемии найдется немного.

Кадр из фильма «Сельма»

Еще четыре года назад академия состояла на 94% из белых и на ¾ — из мужчин околопенсионного возраста. Когда два года подряд афроамериканские актеры остались без номинаций на премию за лучшую роль, несколько громких проектов с участием темнокожих кинематографистов обошлись без должного внимания, а среди номинированных режиссеров и операторов не оказалось женщин, академия столкнулась с самыми неприятными обвинениями: в ущемлении прав меньшинств — расизме и сексизме. Скандал проходил под хэштегом #OscarSoWhite — «такой белый «Оскар».

Не спасло и то, что с 2013-го киноакадемией впервые в ее истории руководит афроамериканка — Шерил Бун Айзекс, сделавшая себе карьеру от стюардессы до топ-специалиста в голливудском маркетинге и пиаре.Президент Американской академии кинематографических искусств и наук Шерил Бун Айзекс

В ответ на критику летом прошлого года академия приняла в свои ряды 683 новых члена — примерно 10% от общего числа. Почти половина из вновь прибывших — женщины и не-белые иностранцы. Одновременно права выбирать победителей «Оскара» лишились семьдесят академиков — тех, кто «засветился» в индустрии много лет назад и с тех пор никак не проявил себя. Их имена не раскрываются, но можно предположить, что большинство из них составляют белые мужчины преклонных лет.

Решив в 2016 году «расовый вопрос» «чистками», академия получила новые обвинения: в ущемлении прав пожилых людей — эйджизме. Намекнуть специалисту, что он уже никому не нужен, лишив его права голоса, — действительно, не самый изящный ход. Получаемый им при этом статус «почетного члена» звучит как насмешка. В прошлом году 62-летний сценарист Патрисия Резник, феминистка и лесбиянка, на страницах The Hollywood Reporter обратилась к совету правления киноакадемии с просьбой не перегибать палку, «выбрасывая» почетных академиков:

«Приглашение в ряды Американской киноакадемии в 80-е я считаю одним из лучших достижений своей жизни, и вот теперь мне говорят, что я недостойна голосовать, потому что академия стала чересчур белой и чересчур мужской», — пишет Резник.

По ее словам, главная цель академии — срочно выправить свой пошатнувшийся имидж, но «проблема не в членах Академии, а в тех, кто принимает финансовые решения».

Противостояние поколений в истории киноакадемии случалось не раз. Особенно острым оно было в 60-е, когда трясло всю Америку. Хиппи, «черные пантеры», рок-н-ролл, психоделическое искусство. Старый белый Голливуд был к такому не готов, Metro-Goldwyn-Mayer разорилась. Как и полвека спустя, «старики» в академии тогда просто получили извещение по почте: в тот раз им при лишении права голоса присваивали статус «членов-корреспондентов». Немногие повозмущались, но этим все и ограничилось.

Продюсеры Джереми Клейнер, Адель Романски и режиссер Барри Дженкинс фильма «Лунный свет» на 89-й церемонии вручения Оскара

Раздача «Оскаров» в XXI веке опять превратилась в прогулку по минному полю. В 2017-м премия, казалось, угодила всем: фильмы о меньшинств были богато представлены в номинациях, женщины и чернокожие кинематографисты были отмечены многочисленными наградами, впервые обе статуэтки за лучшую роль второго плана получили темнокожие актеры, обладателем «Оскара» стал самый молодой режиссер в истории премии — 32-летний Дэмьен Шазелл, а лучшим фильмом был назван «Лунный свет», где главный герой — темнокожий гей. И если бы не исторический конфуз с награждением, все было бы идеально. 

За 90 лет киноакадемия как организация, представляющая кинематографическое разнообразие Голливуда, прошла огромный путь — как и сам Голливуд. Из закрытого клуба богатых белых мужчин она превратилась в максимально демократичную организацию — неизменно ущемляющую чьи-то права, при этом.

источник ria.ru