Сто лет одного писсуара: шедевр Дюшана и искусство XX века


МОСКВА, 12 апреля , Анна Михайлова. Сто лет назад, в апреле 1917 года, французский дадаист Марсель Дюшан представил в Нью-Йорке свое самое смелое произведение — «Фонтан». Под лирическим названием скрывался обычный перевернутый писсуар, подписанный псевдонимом R. Mutt, что в переводе означает «дурак». Для своего оригинального творения Дюшан придумал особый термин «реди-мейд», то есть «готовое изделие». К столетию «Фонтана» многие западные музеи устроили акцию — бесплатный вход по кодовому слову «Ричард Мутт» и перформансы в мужских туалетах.

Сегодня «Фонтан» — один из известнейших предметов искусства, хотя многие до сих пор спорят, можно ли вообще считать его искусством. Тем не менее в 2004 году по результатам опроса 500 арт-критиков, галеристов и художников писсуар Дюшана занял первое место в списке произведений XX века, которые оказали наибольшее влияние на развитие мирового искусства, опередив Пикассо и Матисса. Понять, почему эксперты так высоко оценили, казалось бы, простой предмет сантехники, можно, посмотрев, как последующие поколения художников переосмыслили произведение эпатажного француза.

Банки с супом «Кэмпбелл» Энди Уорхола
Банка Campbell’s

Идея Дюшана о том, что предмет искусства совершенно необязательно должен быть создан руками художника, легла в основу творчества короля поп-арта Энди Уорхола. Его самые знаковые произведения — цикл изображений консервных банок с супом «Кэмпбелл». Тривиальный и абсолютно нехудожественный объект повседневной жизни с легкой руки Уорхола стал вожделенным предметом коллекционирования и визитной карточкой художника.

«Физическая невозможность смерти в сознании кого-нибудь живого» Дэмиана Херста
Британский художник Дэмиен Херст с работой «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

Самый дорогой современный британский художник, Дэмиан Херст, также хорошо усвоил уроки дадаистов. Неважно, что он представляет публике — гигантскую тушу акулы в формальдегиде, заспиртованных бабочек или портрет Микки Мауса — достаточно лишь его имени, чтобы цена на предмет взлетела до сотен тысяч фунтов. Даже если у «произведения» выходит срок годности, как было со знаменитой акулой, его просто заменяют новым, разрушая таким образом миф об исключительной ценности оригинала в искусстве.

Золотой унитаз Маурицио Каттелана
Унитаз из 18-каратного золота в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке

Осенью 2016 года итальянский художник Маурицио Каттелан отдал дань французскому предшественнику, создав собрата дюшановского писсуара. В туалете Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке он установил унитаз из 18-каратного золота. Цена этого произведения, созданного на частные пожертвования, держится в секрете.

Зато известно, что унитаз функционирует, и посетителям предлагается использовать его по прямому назначению. По задумке автора в процессе они непременно задумаются о проблеме экономического неравенства в современном обществе. О таком высоком предназначении сантехники, вероятно, не смел мечтать даже великий визионер Марсель Дюшан.